Легенда/история
В Крыму много исторических памятников и природных достопримечательностей, но пещерные города вызывают особенно жгучий интерес туристов. Чуфут-Кале, пожалуй, самый известный объект полуострова. В разные времена это знаковое место имело множество имен. Богатая история и легенды Чуфут-Кале неизменно манят сюда огромное количество путешественников. Чуфут-Кале переводится как «иудейская крепость». Первыми полноправными хозяевами здесь были аланы. Место для постройки Чуфут-Кале выбрано идеально – плато Бурунчак, хоть и небольшое, но прекрасно подходящее для возведения фортификационных укреплений. Кроме того, оно окружено глубокими, неприступными ущельями. Пещеры Чуфут-Кале до сих пор являются труднодоступной локацией.
Считается, что в 5-6-м веках на месте пещерного города стоял Византийский полис. Поэтому при ответе на вопрос, кто жил в Чуфут-Кале, стоит упомянуть также и византийцев. Более того, изначально город принадлежал им. Кто основал Чуфут-Кале? Логично предположить, что это были византийцы: хотя пещерный полис тогда назывался по-иному, именно их инженеры построили на плато первые укрепления.
Город в скалах – Чуфут-Кале, стал так называться примерно с 17-го века. До этого его именовали исключительно Кырк-Ер. С тюркского название переводится как «40 замков». В конце 13-го века неприступную крепость завоевал эмир по имени Ногай. Вплоть до 14-го столетия здесь правила Золотая Орда, вернее, её вассалы. Тогда же в укрепленном городе разрешили расселяться караимам – постепенно эти жители Чуфут-Кале составили большую часть населения.
С 14-го века селением управляли предки крымской принцессы Джанике: здесь царствовал её дед и родительница, тут же впервые увидела свет и она сама. После смерти родственников Джанике-ханум, из прославленного рода Тохтамыша, 17 лет правила Чуфут-Кале. Поскольку она оказывала активное влияние на политику, историю и культуру региона, после кончины принцессе воздвигли мавзолей. Это была присказка)))
Теперь ЛЕГЕНДА о прекрасной Наныке-Джан, жившей в крепости.
Было у нее сердце смелое как у сокола ясноокого, стан гибкий – как у лани лесной, характер подстать барсу белому горному – такой же решительный и справедливый, красотой она в лебедя гордого вышла, а добротой и любовью в голубку сизокрылую. Много тягот испытала на пути своем, но не пала духом. Много смертей видала, но не устрашилась. Не раз была предана и мужем, и отцом своим, но не ожесточилась. И став правителем для своего народа не раз спасала, защищала и оберегала людей.
И расцвел при ней Кырык-Ер, и слава пошла по земле великая. И молва кричала о Наныке-Джан, а раздавалось ласковое - Джаныке, Джаныке. Народ говорил о своей Джаныке, а чудилось нежное - Джаным, Джаным…
Но пришла беда в Кырык-Ер, беда трудная, горькая. Крепость осадил змей Аждаха. И был Аждаха этот гнусен, противен и мерзок, так страшен, что дети без плача не могли на него смотреть. Позавидовал Аждаха богатству и славе чудесного города. А пуще всего не давала покоя ему красота и добродетель мудрой правительницы Кырык-Ера. Собрал он войско темное, небывалое, окружил подступы к крепости. Потребовал сдаться без боя и выдать красавицу Наныке. Гордо отринули наглость змея защитники города. Наглухо заперли все ворота сосновые. Стены его неприступны для змея отвратного. Да и в достатке живут даже самые бедные. Все у них есть для отпора злым ворогам. Но одного не учли жители славные. Городской Родник изливается со скал за городом. Поднатужился змей и выпил родник до капельки, завалил камнями источник и скалится радостно. Что сейчас защитнички скажете? Видно отдать Джаныке, не отбрыкаться.
И наступила жара ужасающая, беспримерная. Трава высыхает от зноя, в крепости нет воды ни на чарку. Люди укрылись в пещеры, как звери ночные. Дети плачут, жара нестерпима. Нет, не может смотреть Джанике на людские страдания. Топнула ножкой, свистнула, гикнула. Три волоска из гривы лошадки развеяла. И появился Тулпар. Конь-чарующий. Явился крылатый конь в ожиданье батыра бесстрашного. Только сил нет у бравых защитников. Джанике лишь в доспехах воителя… удивился Тулпар, не противился. Села на него Джаныке, меч в руки взяла, улетели они к Аждаха.
Увидел их змей, засмеялся презрительно.
- Что сдаваться пришла, Наныке?
- Пусть твое войско сдается, а я биться желаю.
Стали биться они и нешуточно. Тулпар вокруг Аждаха стелется, каждая жилка его поет, глаза жаром горят. Часть войска Аждаха в пылу боя передавили. Новые горы поднялись, а старые в землю ушли. Но никто друг друга одолеть не может. У Аждаха одну голову отрубишь, две вырастает. Две отрубишь – четыре вырастет. Все Аждаха в кромешной тьме видит, а Джаныке на ощупь рубится.
Неужели так и погибнет Кырык-Ер, исчезнет в пасти презренного змея? И вдруг осветилось все кругом, и оглянулась Джаныке. Поднялись на стены жители города и развели костры грандиозные. Все что было в домах в эти костры люди бросили. И ушла тьма, и сил у Джаныке прибавилось, и вонзила она меч в сердце змея поганого. Так и издох Аждаха. Видя такую картину, бросилось его войско обратно. Нет уж у крепости, ни одного больше ворога.
А Тулпар высек искру алмазными копытами, ударил по скале и снова забил источник чарующий. И весть прошла об этой победе, и кричали даже горы - Джанике, Джанике, а эхо повторяло – Джаным, Джаным… Но успел Аждаха страшно ранить Джаныке, и затерзала ее болезнь тяжкая, мертвая. А она, по доброте своей думала, что это птичка в груди у нее прикорнула. И вылетела однажды птичка, и расправила крылышки, и полетела…
И поставили люди мавзолей над телом Джаныке -ханум. Молва гласит, что прилетела однажды птичка, принесла семечко. Выросла из него фисташка. Ты подойди к ней, прошепчи тихонько, что надобно. И если желание будет доброе – то сбудется...
Описание ритуала
За мавзолеем Джанике-Ханым есть дерево желаний.
Это древняя фисташка туполистная, которая растет прямо из-под фундамента мавзолея.
Если постоять, прислонившись к нему и загадать желание, то оно обязательно исполнится!