Валдайский ямщицкий колокольчик: Звон колокола в давние времена предупреждал об опасности или возвещал о благостных событиях. Переливы колокольчиков впереди путников говорили об их приезде. Предмет зависти коллекционеров – настоящий валдайский колокольчик – стал прообразом сегодняшнего широко распространенного по всему миру сувенира.
Красивая легенда говорит, что валдайские колокольчики появились в 1478 году. Именно тогда по приказу царя Ивана III с Софийской звонницы был снят вечевой новгородский колокол и отправлен в Москву, чтобы звучал он согласно со всеми русскими колоколами и не проповедовал бы больше вольницы. Но до Москвы так и не добрался пленник. На одном из склонов Валдайских гор сани, на которых везли колокол, покатились вниз, испуганные кони понеслись вскачь, колокол сорвался с воза и, свалившись в овраг, разбился вдребезги. Из его обломков и были отлиты первые валдайские колокольчики. Другое поверье (а их множество) относит начало колокольного литья на Валдае к XVII в.
В 1656 году государев мастер Александр Григорьев отливал в Иверском монастыре Никоновский колокол. Оставшуюся от отливки колокола бронзу мастер отдал помогавшим ему валдашам. С тех пор, сказывают, в Валдае и льют колокола.
Колокола, возможно, и лили в XVII в., но то, что принято называть валдайским (то есть ямщицким) колокольчиком, появляется не ранее II половины XVIII в. Первые, известные подписные датированные колокольчики относятся к 1802 году.
Ямщицкие колокольчики были, в первую очередь, необходимы на главной, самой оживленной дороге России - Московско-Петербургском тракте. Центр производства их возник в Валдае, находящемся на середине этого тракта. Валдай стал первым центром по литью именно ямщицких колокольчиков, со своим уникальным звучанием и особенностями технологии изготовления. Размеры валдайских колокольчиков и их уникальное звучание, в сочетании с легендой о вольном колоколе, повышали их ценность и способствовали распространению. Предпочтительность валдайского колокольчика (несмотря на то, что он стоил очень дорого) состояла в высоком качестве изделия (употреблялась самая высокосортная уральская медь), устойчивости и традиционности во всем.
В начале XIX в. появились специальные колокольные мастерские и заводы. В начале XX в. в Валдае действовали заводы братьев Усачевых, Алексея Усачева, Георгия Андреева. Колокольные заводы прекратили свое существование после Октябрьской революции. Дольше всех работал завод братьев Усачевых, закрытый в 1930 году.
С 1995 года началось возрождение бронзового литья и валдайских колокольчиков. Производитель - Валдайский завод, ставший правопреемником Новгородского опытно-экспериментального завода народных художественных промыслов. Художественное литье из сплавов латуни, бронзы и меди в виде самых различных форм и размеров сувенирных изделий в форме колокольчиков приобрело популярность на территории России и за ее пределами, получая многочисленные положительные отзывы о качестве продукции.
Технология производства колокольчиков отлична от литья церковных колоколов и выработана была впервые в России, что позволяет назвать ямщицкий колокольчик (и в первую очередь валдайский) исключительно русским, национальным явлением.
Если будете в Валдае, обязательно посетите филиал Новгородского музея-заповедника Музей колоколов, в котором вам расскажут о множестве различных колоколов и колокольчиков.
Солнечный камень. Янтарь – ископаемая окаменевшая смола древнейших хвойных деревьев, которые росли на Земле 20-100 млн лет назад. Чтобы стать янтарем, затвердевшая смола должна была попасть в воду, только так она сохранялась от окисления и разложения. Русское название камня происходит от прибалтийского dzintars или gintaras.
Известно, что древние египтяне применяли янтарь в декоративных целях и для мумификации. Использовали они при этом именно балтийский минерал. Солнечный камень долгое время был важным предметом промысла и обмена. В римский период украшения и предметы из янтаря были очень популярны. Тевтонский орден, захвативший Балтийское побережье в XIII веке, регламентировал добычу и обработку янтаря. До середины XVI века янтарный промысел были основной частью доходов ордена.
Наша страна занимает первое место в мире по добыче янтаря. Залежи солнечного камня в Калининградской области составляют около 90% от всего мирового объема. В 2018 году на Приморском месторождении было найдено 500 тонн минерала, что является абсолютным рекордом в истории Янтарного комбината. Предприятие добыло за год 18 уникальных самородков весом более одного килограмма. В марте 2019 года был найден первый крупный камень этого года, получивший название «Крымский» в честь годовщины присоединения полуострова.
Добывают янтарь на Калининградском комбинате в несколько этапов. Сначала экскаватор вынимает породу. Крупные куски камня выбираются в карьере. Затем земля размывается гидроустановкой, и образовавшаяся смесь отправляется по километровому трубопроводу из карьера на узел обогащения. В процессе перекачки ненужная часть смеси удаляется, а полезный остаток уже попадает на обогащение. Янтарь попеременно помещается в ванны с водой и соляным раствором, чтобы очистить его от примесей. На барабанных сепараторах происходит сортировка камней по размерам. Далее янтарь отправляется на склад комбината.
В 2014 году предприятие вошло в состав Госкорпорации Ростех, и уже в 2015 году рост выручки КЯК составил 30%. Были запущены новые цеха и производственные участки, установлено современное оборудование.
Янтарь является хрупким материалом и в процессе обработки существенно уменьшается в весе и размерах. Янтарь осветляют, выпаривая из него влагу, что делает его более прозрачным и прочным. При калении мельчайшие пузырьки воздуха в камне лопаются и придают янтарю искрящуюся фактуру. Для изменения цвета янтарь окисляют химическим и термическим методами.
Выбирая изделия из янтаря, мы в первую очередь, смотрим на внешнюю составляющую – это более эстетично, презентабельно выглядят украшения из обработанного янтаря. Но такие варианты намного дороже, чем изделия из необработанного собрата.
Однако, вы удивитесь, узнав, что этот на первый взгляд неказистый янтарь лучше обработанного самоцвета. Уже давно известно, что янтарь обладает лечебным действием. Ведь при соприкосновении с кожей «солнечный камень» выделяет биологически активные компоненты. Среди них калий, магний, железо, жирные смолы, кислоты, микроэлементы, флавоноиды. Янтарная кислота проникает внутрь и снимает воспаление; «солнечный камень» действует, как сорбент, очищая от токсинов; входящие в состав минералы полезны при щитовидке, остеохондрозе; янтарь предупреждает старение, очищает, омолаживает кожу; помогает при псориазе, угревой сыпи и других кожных воспалениях.
В настоящее время популярность необработанного янтаря сильно возросла - мода на все натуральное возымела свое действие.
Вот и мы решили приобрести изделия из янтаря.
Будете в Калининградской области, советую вам посетить именно при Янтарном комбинате очень интересный современный музей янтаря. А в г. Светлогорске по ул. Ленина, д. 50 принимает гостей-железнодорожников санаторий «Янтарь».
Удивительная Петровская игрушка. Издавна Костромская земля хранит традиции народных промыслов. Костромской лен известен на весь мир, а какие красивые туеса и шкатулки изготавливаются из бересты! Особое место занимает самобытная глиняная игрушка из деревни Петровское Сусанинского района.
Деревня славилась гончарами, которые на досуге лепили глиняные свистульки - фигурки людей, зверей и птиц. Петровская игрушка имеет свои отличительные черты. Она зеленовато-бурого цвета. Декоративные орнаменты - "елочки", вертикальные вмятинки, точки наносятся на игрушку палочкой (пиской), ножом и ногтем. Вид рельефной декоративной отделки выполнен вдавливанием. Такая отделка называется ямочной, она существовала тысячелетия и в петровской игрушке она сохранилась до наших дней. Затем игрушка покрывается поливой (глазурью) и приобретает зеленый цвет.
Петровскую глиняную окарину (свистульку) можно отнести к музыкальным инструментам.
На свистульках по бокам делают от 2-х до 6 отверстий, по очереди, зажимая которые, можно наиграть музыку. В глиняном изображении человека или животного делается полость, в которую вдувают воздух. На пути воздушного потока под определенным углом расположен рассекатель. На нем и возникает первая вибрация, которая усиливается полостью окарины и ей же сглаживается. Дополнительные отверстия в корпусе свистульки предназначены для изменения высоты звука.
Во 2-ой половине XX века спрос на глиняную посуду пропал. Мастера перешли только на свистульки да игрушки. Промысел стал угасать. Но два мастера Павел Алексеевич Иванов (1908-1984) и Александр Васильевич Зайчиков (1902-1979) из Сусанинского района решили продолжить традиции промысла. В наше время Петровская игрушка активно возрождается.
Мы с сыном в Костроме в музее-мастерской Петровской игрушки под руководством опытных мастеров сами изготовили свистульки (на фото) и приобщились к традиционной народной культуре.